Глуши́цкий († 12. 10. 1452), прп. (пам. 12 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Источниками сведений об А. Г. является гл. обр. житие прп. Дионисия Глушицкого (самый ранний из известных списков - РГБ. Троиц. № 603. Л. 16-57 об., XVI в.; список нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. № 107) представляет собой др. редакцию жития), упоминается он также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Как сообщает житие прп. Дионисия, однажды в Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (совр. дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.) пришел из Вел. Устюга иером. Амфилохий, он припал к ногам прп. Дионисия с просьбой взять его в мон-рь.
Святой сразу увидел в пришедшем буд. верного ученика и сподвижника и потому благословил ему «наипаче жестокое пребывание и всякого плотскаго покоя лишение». Они заключили завет никогда в земной жизни не разлучаться друг с другом и вместе трудились над расширением Покровского и созданием Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи мон-рей. О монастырских послушаниях А. Г. житие рассказывает так: «Труды же его и хождение много бяше с братиями, вне монастыря делаше и паки на пении обреташеся» (Троиц. № 603. Л. 46об.). В 1437 г., умирая, прп. Дионисий вручил А. Г., своему ближайшему ученику, «старейшинство» над Предтеченским и Покровским мон-рями. Не желая расставаться со своим духовным отцом, А. Г. просил его помолиться, чтобы им умереть вместе. На это прп. Дионисий ответил, что А. Г. еще недостаточно потрудился, чтобы получить уготованное ему от Бога воздаяние (Увар. № 107. Л. 293). А. Г. оставался с преподобным до его последних часов и «виде... на главе его венец, яко солнце, сиающь, а лице его, яко снег, светляся» (Троиц. № 603. Л. 56).Был ли А. Г. игуменом Глушицких мон-рей, остается неясным, в житии сказано только, что после прп. Дионисия игуменом «большой лавры», т. е. Покровского мон-ря, стал монах Макарий, к-рый с 12 лет жил во внутренней келье преподобного (Троиц. № 603. Л. 30об.). Возможно, что А. Г. осуществлял духовное руководство мон-рями либо был настоятелем малого Предтеченского мон-ря, хотя по завещанию прп. Дионисия у Покровской и Предтеченской обителей должен был быть один настоятель. А. Г. принимал участие в составлении жития прп. Дионисия, неизвестный автор жития сообщает, что он был «научен от отец моих... Анфилохия, и другаго Макария, и Михаила, иже видели святаго известно» (Троиц. № 603. Л. 16об.).
А. Г. погребен в Предтеченском храме Сосновецкого мон-ря рядом с прп. Дионисием. Время канонизации А. Г. неизвестно. В Уставе 1621 г. московского Успенского собора, составленном при Патриархе Филарете, в число общерус. святых, с оговоркой «аще волит патриарх», был включен и А. Г., но в последующих уставах (1666-1743) эта запись не встречается (Голубинский. С. 412-413, 424-425). Видимо, А. Г. был канонизирован только к местному почитанию. В 1640 г. на месте погребения преподобных Дионисия и А. Г. купец Бахтеяр Булгаков со своими детьми Иваном и Василием устроили раку, в 1645 г. некий Иван Полиевктов пожертвовал резной подсвечник для раки. Все это свидетельствует о местном почитании святых в XVII в. Память «преподобного отца Амхилохия, Глушицкаго чюдотворца» отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 305) и в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. № 237). В кон. XVII в. написана общая служба преподобным Дионисию и Амфилохию (ГИМ. Син. № 610. Л. 80, нач. XVIII в.- Минея (МП). Октябрь. С. 325-336). Она составлена на основе общей преподобнической службы применительно к полиелею.
В 1744-1745 гг. вместо древней Предтеченской ц. в Сосновецком мон-ре был построен каменный храм с 2 престолами: во имя св. Иоанна Предтечи и в честь святых Дионисия и Амфилохия Глушицких. В новом храме рака над погребением святых находилась в середине церкви. В наст. время от Предтеченского храма остался только фундамент; место, где под спудом находятся мощи преподобных, можно указать приблизительно. В Покровском мон-ре сохранился деревянный Покровский храм, в к-ром иногда совершаются богослужения, в т. ч. молебны преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким.
А. Г. обычно изображался вместе с прп. Дионисием Глушицким и уподоблялся ему, что отмечено и в иконописных подлинниках: «Подобием аки Дионисий Глушицкий, надсед, брада аки Василия Кесарийского, ряска вохра» (БАН. Собр. Арханг. семинарии. № 205. Л. 83 об., посл. четв. XVII в.); указывается, что святой «подобием надсед, брада аки Василия Великаго, покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток» (Филимонов. С. 35). В Строгановском лицевом подлиннике А. Г. изображен дважды (11 окт. и 1 июня - вместе с прп. Дионисием в день его памяти): в монашеском одеянии, с благословляющей десницей, с левой покровенной рукой или со свитком. В среднике вологодской иконы 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят в молении Спасителю, вокруг 18 клейм с сюжетами жития прп. Дионисия, в нек-рых изображен А. Г. На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный - преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, у А. Г. в руке свернутый свиток. На прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) молящиеся Спасу Эммануилу преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие поддерживают руками обитель с пятиглавым собором (ср. изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких). Редкий пример введения образа А. Г. в деисусный чин иконостаса - икона кон. XVII в. (ВГИАХМЗ) из деревянной ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря.